Mail.ruПочта0Мой Мир0ОдноклассникиВКонтактеИгры0ЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Бизнесмен-невидимка: плюсы и минусы самозанятости

Государственная Дума продолжает работать над усовершенствованием трудового законодательства. Жизнь не стоит на месте, на рынке труда появляются новые формы занятости. Так, в 2020 году были урегулированы вопросы дистанционной работы. Теперь депутаты намерены решить проблему защиты прав самозанятых предпринимателей. Поправки в Трудовой кодекс должны будут разграничить понятия самозанятости и наемного труда и обеспечить социальную защиту граждан, выбравших «самостоятельное плавание» с использованием специального налогового режима — налога на профессиональную деятельность. А пока для Трудового кодекса такой категории трудящихся, как самозанятые, не существует. Бизнес, которого нет Самозанятость — это условное обозначение предпринимательской деятельности по упрощенному режиму налогообложения, налогу на профессиональную деятельность (НПД). Этот режим был введен в России в 2019 году для того, чтобы вывести из тени «микропредпринимателей» — граждан, у которых нет работодателей и работников, и есть небольшой и нерегулярный доход. Это довольно обширная социальная категория — в нее входят фрилансеры, производящие работы, услуги или товары самостоятельно, «в одно лицо». Это, например. репетиторы и курьеры, копирайтеры и журналисты, компьютерные мастера и мастера маникюра, швеи и столяры, кондитеры и сантехники, художники и няни, таксисты и фотографы. Также в эту категорию входят люди, которые получают доход от сдачи квартиры внаем. Всем этим людям было невыгодно регистрироваться в качестве ИП — для них были обременительными уплата налога на доходы физических лиц в размере 13% и необходимость покупки контрольно-кассовой техники. В порядке эксперимента лицам с ежегодным доходом, не превышающим 2,4 млн рублей, разрешили вести налогообложение по пониженной ставке: она составила 4% по доходу от частных лиц и 6% по доходу от бизнеса. Эксперимент будет продолжаться до 1 января 2029 года, но уже сейчас видно, что новый способ налогообложения востребован у предпринимателей: если в 2019 году в качестве самозанятых зарегистрировалось 337 тыс. человек, то к апрелю 2021 года их количество составило 2,2 млн человек. А к 2024 году ожидается рост числа самозанятых до 2,5 млн человек. Уже сейчас казна получает порядка 10 млрд рублей налога на профессиональную деятельность. Положительный эффект от введения нового режима налогообложения очевиден. Но у медали, к сожалению, есть и обратная сторона: в законодательстве прописан только налоговый режим для самозанятых, но не отражены социальные гарантии. «Дешевые», незащищенные, гражданско-правовые В сети ходят инструкции для работодателей, как корректно составить договор гражданско-правового характера с самозанятым, чтобы не попасть на штрафы. В таком договоре не должно быть даже намека на трудовое соглашение. Никаких должностей — только наименование услуги! Никаких окладов и графиков работы — только стоимость работ и сроки выполнения. Самозанятый не работает, он исполняет. И работодателя у него нет, только заказчик. Зачем вообще рисковать? А вот зачем. Самозанятые работники — это очень удобно. Их не надо принимать в штат, платить за них обязательные страховые взносы и налоги, выплачивать им отпускные и больничные. И при сокращении штата самозанятые — первые кандидаты на вылет, с ними и церемониться не надо, а уж о выходном пособии и речи быть не может. Со всех сторон — сплошная экономия. Поэтому недобросовестные работодатели зачастую переводят своих штатных сотрудников в эту категорию, подслащая пилюлю повышением оклада. То есть стоимости услуг, конечно: оклад — запрещенное слово. И люди соглашаются на такой перевод. По разным причинам. Молодые сотрудники «покупаются» на повышение дохода. Работники постарше осознают риски, но переходят — с оглядкой на ситуацию на рынке труда. Но многие выбирают путь одинокого, не признанного Трудовым кодексом бизнес-волка сознательно. Невзирая на все риски такого решения. Почему? Простой и еще проще В самозанятости есть несомненные плюсы. Начать с того, что процентная ставка по НПД, и без того определенная по этой системе Налоговым кодексом на смешном уровне в 4% и 6%, на первое время снижается соответственно до 3% и 4% за счет налогового вычета: новички-самозанятые получают его в размере 10 тыс. рублей и могут им пользоваться неограниченно долго. Пока не израсходуют целиком. В налоговую ставку НПД включены взносы по ОМС, то есть право на бесплатное медицинское обслуживание самозанятые не теряют. Они не платят НДФЛ и страховые взносы. Для тех, у кого есть сбережения и нет стремления обеспечить себе достойную пенсию — это тоже довод в пользу режима НПД. ИП, которые перешли на НПД, еще и освобождаются от уплаты НДС. Простая регистрация и возможность переложить ведение отчетности на мобильное приложение «Мой налог». Если, например, сравнивать с работой в качестве ИП — все значительно проще. Никаких деклараций, никаких обязательных затрат, никакого приобретения контрольно-кассовой техники — приложение рассчитывает налог автоматически, все необходимые для уплаты налога реквизиты в нем есть, чеки формируются тоже при помощи приложения. Нет дохода — не платишь ничего, есть — уплати НПД и спи спокойно. Элементарно, выгодно, разжевано, положено в рот. Самозанятых законодательство приравнивает к малому бизнесу и дает им такие же меры поддержки в форме льготных кредитов, возможности участия в госзакупках и информационной помощи Корпорации МСП. Удобно еще и то, что для самозанятого определен только максимальный ежегодный доход — напомним, это 2,4 млн рублей — и нет ограничений по ежемесячному. В ситуации «то густо, то пусто» и обстоятельствах «никаких деклараций не требуется» — идеальный вариант. Ко всему можно добавить, что в случае, когда размер НПД меньше 100 рублей, предпринимателю не надо ничего уплачивать — он перейдет на следующий месяц. Необходимо будет возобновить уплату, когда накопится эта минимальная сумма. Один неосторожный шаг — и ты самозанятый Итак, инструкция, как стать самозанятым: 1. Скачать мобильное приложение «Мой налог».  2. Зарегистрироваться одним из способов: — по паспорту: с помощью приложения отсканировать паспорт в развернутом виде, после проверки данных сделать селфи для подтверждения личности и моргнуть в камеру — это замена подписи под заявлением, — по учетной записи на сайте ФНС: понадобится ИНН и пароль от личного кабинета, — по учетной записи на портале госуслуг: потребуется логин и пароль подтвержденной записи, — через банк: для регистрации самозанятых аккредитованы 17 банков, в том числе Сбер, Альфа-банк, ВТБ, Совкомбанк и «Тинькофф». 3. Выбрать вид деятельности — один или несколько. 4. Прикрепить информацию о банковской карте, с которой планируется платить налог. 5. Сформировать чек. В случае, если на момент регистрации получен доход, нужно сформировать чек и отправить его клиенту. Сведения о доходе получит ФНС, и будет начислен налог с учетом налогового вычета. 6. Подать уведомление об отказе от спецрежимов ИП и отчитаться по ним — это необходимо, если есть статус индивидуального предпринимателя и до регистрации в качестве самозанятого применялся УСН или ЕСХН. Сделать это нужно в течение месяца. Важно! Если применялась патентная система налогообложения (ПСН), нужно уведомить ФНС о прекращении деятельности предварительно, до регистрации в качестве самозанятого, или дождаться окончания срока действия патента и тогда уже зарегистрироваться на НПД. Завершить свою работу в системе налогообложения НПД можно тоже просто и дистанционно: подать заявление в приложении.
Подробнее