Mail.ruПочта0Мой Мир0ОдноклассникиВКонтактеИгры0ЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Как не попасться на уловки телефонных мошенников

Ваша карта заблокирована, банк увидел подозрительную операцию, подтвердите смену финансового номера – именно так чаще всего мошенники начинают разговор, представляясь сотрудниками службы безопасности кредитных организаций. Они жаждут заполучить ваши данные, чтобы озолотиться. В материале «Дума ТВ» – о том, как можно обезопасить себя от таких ситуаций. Таких надо знать в лицо В третьем квартале 2020 года ЦБ зафиксировал 180 тыс. мошеннических операций на общую сумму 2,5 млрд рублей. Это на 32% больше, чем в аналогичный период в 2019 году. Как отметил глава Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, практически половина всех преступлений в прошлом году – это преступления, связанные с использованием сотовой подвижной связи. «При этом мы с сожалением видим и констатируем, что происходит взрывной рост IT-преступности за минувший 2020 год по отношению к 2019 году. Она выросла практически вдвое. И каждое четвертое зарегистрированное преступление в 2020 году – это преступление, связанное с использованием информационных телекоммуникаций», рассказал парламентарий. При этом злоумышленники стали чаще использовать номера, начинающиеся на «8-800». В третьем квартале 2020 года количество таких номеров превысило 2,8 тысяч. Всего банки выявили 10,7 тысяч мошеннических телефонных номеров. Для того, чтобы войти в доверие и выудить как можно больше информации о потенциальном «клиенте», мошенники звонят с номеров якобы горячих линий банков. Затем они просят уточнить номер карты, СVC/CVV-коды или продиктовать код из СМС. Все это позволит лжебанкирам заполучить возможность войти в личный кабинет и списать деньги со счета. Некоторые оформляют даже кредиты! Иногда звонящий может обратить внимание на то, что нельзя сообщать пароль из СМС, и поэтому вас переключат на «робота». Также мошенники могут предложить установить приложение, которое якобы должно обезопасить смартфон. Так как информация о новых схемах обмана распространяется довольно быстро, таким людям ничего не остается делать, как придумывать новые сценарии своей «работы». В частности, теперь злоумышленники могут сообщить о блокировке счета или, представившись сотрудников МВД, заявить о возбуждении уголовного дела по заявлению Банка России. Осторожными нужно быть и при совершении покупок, размещении объявлений на «Авито», «Юле» и так далее. Часто под предлогом покупателя, который не может приехать лично и забрать товар, но пришлет курьера, мошенники просят номер карты, а потом код на обратной стороне карты и из СМС. Все это позволит им также как и тем, кто из «службы безопасности», зайти в личный кабинет в банке и списать деньги с карты. Бывает и наоборот – вас просят отправить предоплату за товар, который потом вы так и не увидите. Уже довольно не новые, но тем не менее встречающиеся в жизни схемы «друг попал в беду и нужны срочно деньги, «перевели деньги по ошибке» или «вы победитель в лотерее» также позволят обмануть доверчивых граждан. Для того, чтобы заполучить данные людей в возрасте, мошенники представляются сотрудниками ПФР или соцзащиты. Они просят продиктовать номер карты, объясняя это повышением пенсии или новой государственной выплатой. Под куполом безопасности Так как же защитить себя и близких от таких людей? Сегодня получили широкое распространение приложения на смартфоны, которые при звонке определяют откуда поступает звонок и не является ли он спамом. Их можно без проблем скачать и установить себе на телефон. Но являются ли они гарантом безопасности? Ведущий аналитик Mobile Research Group Ильдар Муртазин уверен, что у бесплатных приложений, которые блокируют спам, совершенно иная функция. «Приложения, которое вы можете скачать в магазине, зачастую бесплатны, но они решают ровно другую задачу. Они забирают ваши контакты, вашу личную информацию и дальше используют их в своих целях. Поэтому использовать такие приложения не стоит», считает эксперт. Для того, чтобы быть уверенным в безопасности близких и своей, лучше оформить соответствующую услугу у сотовых операторов. Им доступна информация откуда звонят и является ли этот номер подменным. «Операторы предлагают анти-спам. Когда вы включаете услугу на вашем номере, все спам-звонки автоматически блокируются. Это наиболее эффективный способ, потому что операторы обмениваются данными между собой с каких номеров идет спам и мошенничество. И достаточно быстро такие номера блокируются в этом софте», добавил Ильдар Муртазин. Закон обяжет Однако стоит отметить, что сегодня по закону сотовые операторы и так должны блокировать подменные номера. Но свои функции они исполняют недобросовестно, отмечает Александр Хинштейн. «Закон о связи уже обязывает операторов сотовой связи не скрывать, а демонстрировать номер того телефона, с которого идет соединение равно как с того, с которого поступают текстовые или визуальные сообщения. Но на практике, к сожалению, операторы – это сплошь и рядом не выполняют», констатировал парламентарий. Он обратил внимание, что сотовые операторы не могут не видеть откуда идет звонок, и что происходит подмена номера, особенно если за кодом 495 или 499 скрывается звонок из-за рубежа. «Мы сегодня думаем над тем, как ужесточить ответственность операторов за неисполнение этого требования, сделав таким образом, чтобы им это было невыгодно», добавил глава думского комитета. Парламентарии сейчас также работают над поправками в закон о связи, который, как отмечает Александр Хинштейн, устарел. В частности, в законе нужно прописать терминологию IP-телефонии. «Сегодня мы как раз работаем над тем, чтобы прописать эти термины в законодательстве, потому что закон о связи объективно устарел. В законе о связи отсутствует то, что давно и прочно вошло в нашу жизнь, в том числе и IP-телефония. И без решения этого вопроса, конечно же, серьезного перелома в борьбе с киберпреступностью мы не достигнем», уверен депутат. В любом случае, когда поступает звонок от лиц, которые представляются сотрудниками банка, правоохранительными органами и другими специалистами различных ведомств, стоит помнить: лучше прекратить разговор сразу же, и в случаях сомнений, позвонить в структуры самому (по телефонам, которые представлены на официальных сайтах).
Подробнее